Основы разработки роботов и робототехнических систем для Dyn-Soft RobSim 5
Средства разработки
Для разработки моделей для Dyn-Soft RobSim 5 необходимо:
- программный комплекс 3D Studio MAX, в котором создаются геометрические модели роботов. Скачать пробную версию 3D Studio MAX можно с официального сайта программы;
- средства разработки Dyn-Soft RobSim 5. Скачать их можно с данного сайта.
При установке средств разработки Dyn-Soft RobSim 5 в 3D Studio MAX устанавливается специальный плагин, создающий в 3D Studio MAX:
- дополнительные вспомогательные 3D-объекты, с помощью которых размечается модель;
- средства работы с базой данных механических и электронных компонентов;
- средства разработки электрической схемы робота;
- средства экспорта моделей в моделирующий программный комплекс.
Порядок разработки модели
1. Разработка геометрической модели робота
Разработка модели робота для Dyn-Soft RobSim 5 начинается в программном комплексе 3D Studio MAX. При создании модели важно поместить робота в начале координат, ориентировать передом по направлению оси Y (вверх на виде сверху), а также установить его колесами или опорами на поверхность Z=0.
| Разработка модели робота в 3D Studio MAX |
При рисовании робота следует также обратить внимание на единицы измерения. Рекомендуется переключить единицы измерения в 3D Studio MAX на сантиметры (по умолчанию условные единицы, равные 1 дюйму).
Используемые на роботе текстуры следует помещать в папку "Tex" программного
комплекса Dyn-Soft RobSim 5. Точнее, при разработке модели текстуры могут находиться в любой папке, главное, чтобы потом при запуске процесса моделирования копии текстур оказались в папке "Tex".
2. Разметка робота
С помощью элементов плагина, устанавливаемого в 3D Studio MAX, на роботе размечаются специальные объекты и механизмы. В частности:
- помечаются поверхности столкновения (тела).
- помечаются оси, звенья линейного перемещения и колеса.
- создаются гусеницы (если есть).
- размещаются электронные компоненты: двигатели, аккумуляторы, бортовые вычислители, преобразователи питания, датчики, печатные платы для создания контроллеров и пр. компоненты.
Компоненты робота связываются друг с другом при помощи встроенного механизма привязок 3D Studio MAX.
Параметры, задаваемые у поверхностей столкновения (тел), определяют форму, материал и массу звеньев робота. Тела могут быть однородными, полыми или иметь каркас.
У колес, осей и линейных звеньев задаются моменты трения и силы трения, при необходимости накладываются ограничения на перемещение и угол поворота, а также указываются двигатели, которые ими управляют.
Электронные компоненты создаются из базы данных электронных компонентов. Пользователь выбирает конкретную модель двигателя, аккумулятора, датчика и прочих устройств. Каждое устройство имеет соответствующие габариты и массу, учитываемые программным комплексом Dyn-Soft RobSim 5.
3. Создание электрических схем и подключений.
Плагин, устанавливаемый в 3D Studio MAX, позволяет запускать из 3D Studio MAX редактор электрических схем и подключений, передавая ему при запуске состав электронных компонентов, установленных на геометрическую модель робота.
| Редактор схем и подключений |
В редакторе каждый такой электрический компонент представлен в виде иконки или схематического изображения, имеющего разъемы и контакты. С помощью редактора электрических схем и подключений пользователь:
- связывает все компоненты в единую электрическую схему;
- создает макеты печатных плат контроллеров и их электронные схемы, используя компоненты из базы данных электронных компонентов.
- создает структурные схемы программного обеспечения для микроконтроллеров и бортовых вычислителей.
- создает пользовательский интерфейс пульта управления роботом.
- создает структурную схему программного обеспечения пульта управления.
| Редактор макета печатной платы контроллера |
Следует заметить, что для разработки программного обеспечения для моделируемых ЭВМ не требуются навыки программирования. Программное обеспечение создается на базе структурной схемы из набора специальных блоков, связанных между собой (как в MathLAB Simulink).
| Редактор структурной схемы программного обеспечения |
4. Экспорт
Схема из редактора схем и подключений сохраняется в rsel-файл в папке Robots программного комплекса Dyn-Soft RobSim 5. В ту же папку с помощью плагина экспортируется модель робота из 3D Studio MAX в виде z3d-файла.
5. Моделирование
После запуска моделирующего программного комплекса следует выбрать пункт меню «Испытания», выбрать сцену (рекомендуется начать со сцены «Scene1») и разработанного робота. Во время испытания можно с помощью виртуального оператора подойти к роботу, включить или выключить на нем различные органы управления, а также с помощью разработанного пульта управления приводить робота в движение.
| Моделирование робота в среде Dyn-Soft RobSim 5 |
[ « Назад ]
|